Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Судебно-психологическая экспертиза в судах по спорам о праве на воспитание детей
 

Судебно-психологическая экспертиза в судах по спорам о праве на воспитание детей

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 3765
Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отно¬шений, относятся к таким гражданским делам, в которых с наи¬большей очевидностью проявляется потребность в использова¬нии специальных психологических знаний. Одна из главных причин этого — обилие социально-оценочных норм, где необ¬ходимыми компонентами содержания выступают психологиче¬ские элементы.
При рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, больше всего до¬пускается ошибок. Связаны они чаще всего с неустановлением всех необходимых обстоятельств по делу, с неполнотой доказа¬тельственного материала.
В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие катего¬рии дел:
• о воспитании детей после расторжения брака между роди¬телями (ст. 24 СК РФ);
• о месте проживания детей при раздельном жительстве ро¬дителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (ст. 65 СК РФ);
• об участии отдельно проживающего родителя в воспита¬нии детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ);
• о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ);
• о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ);
• о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
• об отобрании ребенка без лишения родительских прав ро¬дителей (ст. 73 СК РФ);
• об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ);
• об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ).
• об устранении препятствий со стороны родителей на обще¬ние с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства (ст. 67 п. 3 СК РФ). Вышеперечисленные категории дел объединяются общей це¬лью: защитой прав и интересов несовершеннолетних детей в ро¬дительских правоотношениях. С процессуальной точки зрения эти дела роднит и то обстоятельство, что в большинстве случаев законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, называет интересы ребенка (ст. ст. 65, 66, 67, 68, 76, 131, 141 СК РФ). Суд при рассмотрении возникшего спора также руководствуется интересами ребенка.
Таким образом, в предмет доказывания по всем категориям споров о праве на воспитание детей входит установление того факта, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие (передача ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, лишение родительских прав, отмена усыновления и пр). Это факт мате¬риально-правового характера.
Однако решение вопроса о том, какие конкретные обстоя¬тельства необходимо установить, чтобы констатировать соответ¬ствие или несоответствие поведения определенных лиц интере¬сам ребенка, отдано на усмотрение суда и на практике вызывает немалые трудности.
Самой распространенной судебной ошибкой при рассмотре¬нии подобных дел является невыясненность всех необходимых обстоятельств, вынесение судебного решения на основе непро-веренных и недостаточных доказательств, что влечет необосно¬ванность решения. Чтобы такого не происходило, в постановле¬ниях пленума суда высшей инстанции назван примерный пере¬чень наиболее типичных обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении спора о праве на воспитание детей. К числу таких обстоятельств относятся: конкретные усло¬вия воспитания, а не только материального содержания детей;
их возраст, особенности развития; характер взаимоотношений родителей (и) или фактических воспитателей (между собой и каждого из них с ребенком); отношение детей к родителям (фактическим воспитателям); положительное или отрицательное воздействие родителей (и) или фактических воспитателей на развитие детей, а также личных качеств родителей на личную привязанность ребенка.
Если спор о праве на воспитание детей возник в связи с расторжением брака, то следует обратить внимание на причи¬ны семейного конфликта, что может быть важным для пра¬вильного определения места проживания ребенка с учетом его интересов.
Вышеуказанные обстоятельства являются психологическими, которые невозможно профессионально определить исходя толь¬ко из жизненного опыта. В данном случае необходимо примене¬ние специальных знаний.
Следует выделить типичные обстоятельства материально-правового характера, имеющие психологическое содержание, которые подлежат установлению судом по конкретным катего¬риям дел, а именно:
а) влияние поведения родителей (воспитателей) на психиче¬ское состояние и развитие детей (п. 3 ст. 65, п. 3 ст. 67, ст. ст. 66, 68, 73, 76, 141 СК РФ);
б) степень привязанности ребенка к родителям (воспитате¬лям) с учетом особенностей психического развития детей и их возраста (те же ст. СК РФ);
в) учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жи¬тельства (ст. 57 СК РФ);
г) при возбуждении дела по ст. 69 СК РФ (решение вопроса о лишении родительских прав) — уклонение родителей от вы¬полнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми.
Чтобы квалифицировать поведение родителей, уклоняющих¬ся от выполнения родительских обязанностей, надо как мини¬мум знать мотивацию их поведения.
Установить, оказывают ли родители вредное влияние на де¬тей, можно лишь зная о личностных особенностях каждого из родителей, психологических особенностях формирующейся лич¬ности ребенка, об особенностях восприятия им поведения роди¬телей, степени влияния типичного поведения родителей на фор¬мирование у ребенка определенных установок, доминант пове¬дения, личностных ценностей. Все это является сферой психо¬лога-эксперта.
Зарубежные специалисты приходят к выводу о необходимо¬сти назначения в подобных ситуациях судебно-психологической экспертизы. В каждом конкретном случае необходимость СПЭ должна обусловливаться наличием для этого общего и специ¬ального оснований. Чаще всего экспертиза может быть назначе¬на в отношении родителей (одного из них) или фактических воспитателей, а также по поводу психологического анализа си¬туации (семейного конфликта). Выявляются такие обстоятельст¬ва психологической природы, которые способны играть роль доказательств при установлении судом способности названных субъектов к осознанному и соответствующему интересам детей осуществлению ими своих родительских прав и обязанностей, к надлежащему воспитанию детей.
Могут быть значимы:
• индивидуально-личностные особенности родителей (в по¬знавательной, эмоциональной, волевой сферах);
 установки и доминанты поведения (особенно действующие в конфликтных ситуациях, типичные способы разрешения конфликтов);
 основные мотивационные линии поведения в семье;
 структура потребностей и социальных ценностей;
 выявление истинных и мнимых причин семейного конфликта.
Возможны случаи, когда названные факторы искажаются под воздействием психического заболевания, тогда необходимо на¬значение комплексной экспертизы (но лишь при наличии у суда обоснованного сомнения в психическом здоровье родителей или фактических воспитателей). При этом назначается экспертиза по дифференцированному определению психологических особен¬ностей личности и по выявлению основных мотивационных ли¬ний личности и их структуры. Другой распространенный в делах по спорам о детях вид экспертизы — психологический анализ семейной ситуации.



 
Другие новости по теме:

    {*related-news*}

 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

{tu5}
Карта сайта.. Статьи