Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Государственный пожарный надзор
 

Государственный пожарный надзор

в разделе: Административная деятельность ОВД Просмотров: 5156
Государственный пожарный надзор (ГПН) — это специаль¬ный вид государственной надзорной деятельности, осуществляе¬мой должностными лицами Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. В систему ГПН входят:
руководитель федерального органа управления ГПС, руководите¬ли территориальных органов управления ГПС субъектов Россий¬ской Федерации по пожарному надзору и Главный государствен¬ный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и главные Государственные инспектора субъектов Российской Фе¬дерации по пожарному надзору.
Следует отметить, что отдельные структурные подразделения пожарной охраны выполняют совмещение функций в области государственного пожарного надзора и в части организации ту¬шения пожаров. Например, пожарные части в городах и иных населенных пунктах производят непосредственное тушение по¬жаров и в то же время в штатах этих частей имеются под¬разделения по осуществлению функций государственного по¬жарного надзора.
Две специализированные управленческие системы — ГПН и пожаротушения — в пожарной охране имеют ярко выраженный характер. Методы руководства и управления этими специа¬лизированными системами пожарной охраны требуют диф¬ференцированного подхода.
Основными задачами органов Государственного пожарного надзора являются:
— совершенствование работы по предотвращению пожаров и обеспечению пожарной безопасности городов, населенных пунк¬тов, хозяйственных и иных объектов, повышение эффективности борьбы с пожарами;
— осуществление контроля за выполнением пожарно-профилактических мероприятий и установленных требований пожарной безопасности.
Структурные аппараты и подразделения ГПС МВД России в городах, районах и на объектах народного хозяйства состоят из двух системных образований, выполняющих различные функции:
1) Система аппаратов ГПН, осуществляющих функции пре¬дотвращения пожаров. В эту систему входят отделы и отделения,
инспекции и инспекторский состав ГПН как в аппаратах УГПС, ОГПС, так и в городах, районах и на объектах.
2) Система организации тушения пожаров, куда входят отделы и отделения службы и подготовки УГПС — ОГПС, штатные штабы пожаротушения, службы оперативных дежурных, службы, выполняющие специальные функции при тушении пожаров (связи, техническая, газодымозащитная и т-д), отряды, войсковые части, пожарные части и отдельные караулы, обеспечивающие ликвидацию возникающих пожаров. Руководи¬тель федерального органа управления Государственной противо¬пожарной службы, руководители территориальных органов управ¬ления Государственной противопожарной службы субъектов Рос¬сийской Федерации по должности одновременно являются соот¬ветственно Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и Главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному
надзору.
Перечень должностей личного состава Государственной про¬тивопожарной службы и соответствующих им прав и обязанно¬стей по осуществлению государственного пожарного надзора оп¬ределяет Главный государственный инспектор Российской Феде¬рации по пожарному надзору.
В соответствии с задачами, возложенными на органы ГПН, последние выполняют следующие функции, предусмотренные действующим законодательством о пожарном надзоре в Россий¬ской Федерации:
— осуществляют контроль за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами утвержденных в соответствии с действую¬щим законодательством правил и норм, направленных на случай возникновения пожара, обеспечение объектов народного хозяйст¬ва и населенных пунктов средствами противопожарной защиты и пожарной техникой, и других правил и норм пожарной безопас-ности;
— разрабатывают на основе анализа пожарно-профилак-тической работы обоснованные рекомендации (для соответст¬вующих органов) по усилению пожарной защиты населенных пунктов и объектов и способствуют их реализации;
— разрабатывают с участием заинтересованных организаций и утверждают правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений и проведении строительных работ, обяза-

тельные для всех предприятий, учреждений, организаций и граж¬дан;
— дают на основе передовых достижений науки и техники за¬ключения по проектам стандартов, устанавливающих требования пожарной безопасности, а также по проектам стандартов и техни¬ческих условий на пожарную технику;
— дают заключения в части требований пожарной безопасно¬сти по проектам норм и правил, подлежащих применению при проектировании вновь строящихся и реконструируемых предпри¬ятий, зданий и сооружений, и по проектным решениям на строи¬тельство объектов, на которые нет утвержденных норм и правил;
— осуществляют контроль за выполнением проектными и строительными организациями противопожарных требований, предусмотренных общегосударственными нормами и правилами при проектировании, строительстве и реконструкции предпри¬ятий, зданий и сооружений;
— участвуют в государственных комиссиях по приемке в экс¬плуатацию предприятий, зданий и сооружений;
— осуществляют в соответствии с действующим законодатель¬ством лицензионную деятельность по работам (услугам) в сфере пожарной безопасности;
— проводят работу по осуществлению сертификации товаров и продукции;
— принимают в установленном порядке меры к оснащению подразделений пожарной охраны необходимыми техническими средствами; к организации проведения и повышению уровня на¬учных исследований по проблемам пожарной безопасности насе¬ленных пунктов и объектов; к разработке и использованию но¬вых, более эффективных средств противопожарной защиты и по¬жарной техники; содействуют внедрению на объектах автоматиче¬ских установок обнаружения и тушения пожаров в соответствии с действующими нормами;
— принимают участие в решении вопросов об организации пожарной охраны на объектах и в населенных пунктах;
— определяют по согласованию с заинтересованными органи¬зациями порядок привлечения подразделений пожарной охраны. независимо от их ведомственной подчиненности, и добровольных пожарных дружин (команд) для тушения пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных аварий, а также по¬рядок их взаимодействия;

— контролируют состояние готовности подразделений пожар¬ной охраны населенных пунктов, хозяйственных и иных объектов в борьбе с пожарами, а также состояние работы по профилактике
пожаров;
— оказывают предприятиям, учреждениям и организациям
помощь в организации обучения рабочих, служащих и учащихся правилам пожарной безопасности и повышения квалификации инструкторов (инженеров) пожарной профилактики;
— содействуют укреплению и всемерному развитию добро¬вольных пожарных обществ и добровольных пожарных дружин (команд), организуют учебную подготовку начальников добро¬вольных пожарных дружин в сельской местности, а также шофе¬ров (мотористов), обслуживающих пожарную технику этих дру¬жин;
— осуществляют учет пожаров и используют данные этого^
учета для разработки мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению пожаров;
— проводят в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и нарушении правил пожарной
безопасности;
— ведут пропаганду по вопросам борьбы с пожарами, органи¬зуют в установленном порядке издание пожарно-технической литературы, плакатов, выпуск видео- и кинофильмов на противо¬пожарные темы.
Должностные лица органов управления и подразделений Го¬сударственной противопожарной службы при осуществлении по¬жарного надзора имеют право:
— организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обя¬зательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирую¬щие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
— осуществлять государственный пожарный надзор за соблю¬дением требований пожарной безопасности органами государст¬венной власти, органами местного самоуправления, должностны¬ми и физическими лицами;
— вносить в государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения по выполнению мер пожарной безопасности;

— проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требо¬ваний пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
— входить беспрепятственно в порядке, установленном зако¬нодательством Российской Федерации, в жилые и иные помеще¬ния, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создаю¬щем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
— участвовать с правом решающего голоса в работе комиссии по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
— рассматривать и согласовывать в части соблюдения требо¬ваний пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение пред¬приятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснован¬ных отступлениях от действующих требований пожарной безопас¬ности или при отсутствии указанных требований;
— проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектно-сметной документа¬ции требованиям пожарной безопасности;
— давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устра¬нению нарушений требований пожарной безопасности, обеспече¬нию пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожар¬ной безопасности;
— приостанавливать полностью или частично работу предпри¬ятий (отдельных производств), производственных участков, агре¬гатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведе¬ние отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожа¬ра и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капиталь¬ном ремонте, реконструкции, расширения, техническом переос¬нащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
— производить в соответствии с действующим законодатель¬ством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушении требований пожарной безопасности, а также осуществлять в прото¬кольной форме досудебную проверку материалов о преступлени¬ях, связанных с пожарами;
— вызывать в органы управления и подразделения Государст¬венной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, по¬лучать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
— налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан, должностных и юриди¬ческих лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.
Должностные лица подразделений Государственной противо¬пожарной службы при осуществлении государственного пожар¬ного надзора на объектах, являющихся собственностью иностран¬ных юридических лиц или предприятий с иностранными инве-стициями, пользуются выше перечисленными правами в полном объеме.
Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органами Федеральной службы лесного хозяйства России, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ — органами Федерального горного и промышленного надзора России.
Среди перечня вопросов, осуществление которых возложено правительством на органы ГПН, наибольшее значение имеет фун¬кция контроля за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, должностными лицами и граж¬данами правил и норм, касающихся пожарной безопасности. Для реализации этой функции органам Государственного пожарного надзора предоставлено право беспрепятственного пожарно-технического обследования зданий, сооружений и других объектов на предмет выполнения норм и правил пожарной безопасности.
Предписания органов ГПН по результатам пожарно-техни-ческих обследований являются основным юридическим докумен¬том, обязательным для выполнения всеми должностными лицами, а также гражданами. Если в период обследования не выявлено с достаточной полностью состояние пожарной безопасности объек¬та, то руководителю органа ГПН предоставлено право затребовать от предприятия, учреждения и организации сведения и до¬кументы, полностью характеризующие их противопожарную за¬щиту. Для более полного и глубокого обследования и выявления состояния пожарной безопасности объекта представитель ГПН имеет право с согласия руководителя предприятия (организации) привлекать инженерно-технических работников и других специа¬листов как к разработке противопожарных мероприятий, так и контролю за выполнением предписаний ГПН и соблюдением в цехах, складах, административных и других помещениях правил пожарной безопасности. В первую очередь это относится к по-жарно-техническим комиссиям, призванным осуществлять про-филактические меры, направленные на снижение пожарной опасности технологических процессов, зданий и сооружений.
Пожарно-технические обследования являются основной фор¬мой контрольной работы Государственного пожарного надзора, от уровня организации и особенно от качества и глубины пожарно-технического обследования зависит результативность борьбы с пожарами.
Назначение и порядок производства пожарно-техническкх об¬следований. Пожарно-технические обследования проводятся в целях:
— вскрытия и устранения причин, которые могут вызвать по¬жар или загорание;
— осуществления мероприятий, направленных на безопас¬ность людей в условиях пожара, ограничения распространения огня и успешной ликвидации пожара в случае его возникновения;
— инструктирования и организации обучения граждан прави¬лам пожарной безопасности и действиям на случай пожара.
По своему характеру Пожарно-технические обследования можно разделить на детальные и контрольные. Периодичность детальных обследований зависит от местных условий, важности и степени пожарной опасности объектов. Однако в практике работы ГПН сложилось правило — детальные обследования объектов проводить один раз в год. Если детальные обследования прово¬дятся группой (бригадой) пожарных специалистов, то периодич¬ность этих обследований может составлять два-три года. Кон¬трольные обследования проводят для проверки ранее предложен¬ных мероприятий в случае происшедших на объекте изменений или при необходимости оперативного разрешения отдельных во¬просов пожарной безопасности. Но это не значит, что планируя

детальные обследования, следует уделять одинаковое внимание всем объектам с точки зрения их пожарной опасности и назначения.
В отрядах, пожарных частях, инспекциях ГПН и у районных и городских инспекторов должен быть точный учет всех объектов, на которых они осуществляют надзорные функции. Без этого не¬возможно правильно планировать и своевременно проводить По¬жарно-технические обследования. Результаты обследования фик¬сируются в учетных книгах, которые заводят на 2—3 года. В них ежемесячно делаются отметки о проведенных обследованиях. На основании этих книг в месячные планы работ или в месячные индивидуальные графики обследований включают те объекты, которые еще не проверяли. Соответствующие отметки в книгу о проведенных обследованиях должен лично вносить руководитель инспекции ГПН или начальник пожарной части по предъявлении ему предписаний пожарно-технического обследования.
Все объекты, подконтрольные ГПН, рекомендуется разбить на четыре группы. Литерные объекты (особо важные и пожаро¬опасные предприятия, электростанции, крупные новостройки, культурно-зрелищные учреждения и крупные гостиницы) обсле¬дуются, как правило, бригадным методом: объекты I группы (птицефабрики, животноводческие комплексы, крупные совхозы, элеваторы и мельницы) обследуются двумя представителями ин¬спекции (отделения) ГПН; объекты И группы (все другие объек¬ты) обследуются детально одним инспектором; объекты III груп¬пы — жилые дома, мелкие ателье, киоски и магазины, где основ¬ным методом обследования является обучение и инструктирова¬ние обслуживающего персонала.
В процессе проведения детального пожарно-технического об¬следования представитель ГПН обязан решать комплекс профи¬лактических мер.
Детальное пожарно-техническое обследование состоит из^сле-дующих этапов:
1. Подготовка к проведению пожарно-технического обследо¬вания: изучение различной технической литературы, в том числе о технологических процессах производства, норм, правил и дру¬гих нормативных документов, регламентирующих меры пожарной безопасности применительно к обследуемому объекту, ознаком¬ление с общей планировкой объекта, со схемой противопожар¬ного водоснабжения, с актами о пожарах и возгораниях, проис¬шедших на объекте за последние 2—3 года, с материалами преды¬дущих обследований.

2. Проверка состояния организации пожарной безопасности на объекте, боеспособности объектовой пожарной охраны или добровольной пожарной дружины, знание обслуживающим пер¬соналом своих обязанностей на случай пожара, порядок органи¬зации проведения на объекте противопожарного инструктажа с рабочими, служащими или работниками, а на пожароопасных промышленных предприятиях работы пожарно-технической ко¬миссии, наличие приказов и распоряжений, данных руководите¬лем объекта (учреждения) по вопросам улучшения пожарной безопасности, включая осуществление капитальных противопо¬жарных мероприятий, упорядочения огневых работ; назначения лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте или в учреждении, ознакомление с технологическими регламентами и мерами пожарной безопасности, которые в нем предусматривают¬ся, включая характеристику пожарной опасности веществ и мате¬риалов.
3. Осмотр территории объекта, зданий и сооружений, произ¬водственных установок и оборудования, проверка средств пожа¬ротушения и пожарной сигнализации, источников противопо¬жарного водоснабжения, наличия противопожарных правил и инструкций, их соответствия пожарной опасности и выполнения обслуживающим персоналом объекта. Соблюдение противопо¬жарного режима на территории объекта. Соблюдение противопо-жарной безопасности и действий на случай возникновения пожара.
4. Инструктирование личного состава добровольных пожар¬ных формирований. Разъяснительная работа включает проведение работником ГПН на объекте бесед и лекций, выступления по ра¬диотрансляционной сети, в многотиражной и стенной печати на противопожарные темы и по недостаткам, вскрытым в процессе обследования.
5. Проведение совещания у руководителей объекта или учре¬ждения по результатам пожарно-технического обследования с привлечением инженерно-технического персонала и лиц, ответст¬венных за противопожарное состояние цехов, складов и т.д.
6. Оформление материалов по результатам пожарно-тех¬нического обследования, составление предписания ГПН, вынесе¬ние постановлений о приостановке отдельных цехов, агрегатов или установок, находящихся в пожароугрожаемом состоянии, оформление материалов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в невыполнении правил пожар¬ной безопасности.

7. Осуществление контроля за выполнением предложенных мероприятий и своевременным устранением нарушений противо¬пожарных правил и норм.
В зависимости от характера объекта, предприятия или учреж¬дения эти элементы могут видоизменяться или применяться не в полном объеме.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопас¬ности. Нарушение или невыполнение правил пожарной безопас¬ности влечет административную ответственность. Ответственность несут юридические лица, собственники имущества, лица, упол¬номоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имущест¬вом, в том числе и руководители предприятий, учреждений и ор¬ганизаций; лица, в установленном порядке назначенные ответст¬венными за обеспечение пожарной безопасности; иные должно¬стные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безо¬пасности для квартир (комнат) в домах государственного, муни¬ципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на их владельцев, ответственных квартиросъемщиков или арендато¬ров, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Кроме административной ответственности, нарушение требова¬ний пожарной безопасности может повлечь дисциплинарную или уголовную ответственность.



 
Другие новости по теме:

    {*related-news*}

 
Разное
Дополнительно

Ремонт стационарных телефонов в Москве подробнее.
Счётчики
 

цена стикини{tu5}
Карта сайта.. Статьи